Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2022 N 222-УД22-4-А6

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 февраля 2022 г. N 222-УД22-4-А6

(Извлечение)

По приговору 2-го Западного окружного военного суда от 25 мая 2021 г., с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Апелляционного военного суда от 9 ноября 2021 г., К. и Р. осуждены в том числе по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 226.1 УК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ) за покушение на контрабанду ядовитого вещества, оборот которого запрещен.

Рассмотрев дело по кассационным жалобам стороны защиты, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ 21 февраля 2022 г. приговор изменила, исключила из судебных решений указание о квалификации действий К. и Р. по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, выразившихся в направлении почтовых отправлений, содержащих ядовитое вещество, оборот которого запрещен, в адрес дипломатических представительств иностранных государств (посольств) на территории Российской Федерации.

При принятии решения Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ исходила из следующего.

В соответствии со ст. 226.1 УК РФ под контрабандой ядовитого вещества, оборот которого запрещен, понимается незаконное перемещение такого вещества через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Судом установлено, что 8 февраля, 2 июня 2018 г. и 19 января 2019 г. К. и Р. направили почтовые отправления, содержащие ядовитое вещество, оборот которого запрещен, в адрес представителей должностных лиц как европейских государств за пределы Российской Федерации, так и дипломатических представительств иностранных государств (посольств) на территории Российской Федерации.

Квалифицируя действия осужденных в части направления почтовых отправлений в адрес дипломатических представительств иностранных государств (посольств) на территории Российской Федерации как покушение на контрабанду, суд исходил из того, что при получении дипломатическими представительствами этих отправлений происходит пересечение Государственной границы Российской Федерации в силу статуса представительств.

Между тем наличие в Российской Федерации у иностранных государств (посольств) представительств не свидетельствует, что поступающая на их территорию корреспонденция пересекает Государственную границу Российской Федерации.

Согласно ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

При этом в силу ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I ‘О Государственной границе Российской Федерации’ Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Из изложенного следует, что дипломатические представительства иностранных государств (посольств), в адрес которых были направлены почтовые отправления, расположены на территории Российской Федерации и, соответственно, поступающая в данные представительства корреспонденция Государственную границу Российской Федерации не пересекает.

Особый порядок доступа в дипломатические представительства и получения ими почтовой корреспонденции не может быть приравнен к пересечению этой корреспонденцией Государственной границы Российской Федерации.

Аналогичные правила действуют и в отношении таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, расположенными на таможенной территории Союза, понимаются дипломатические представительства и консульские учреждения государств, не являющихся членами Союза, расположенные на территориях государств-членов, и дипломатические представительства, консульские учреждения одних государств-членов, расположенные на территориях других государств-членов.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 5 названного Кодекса таможенной границей ЕврАзЭС являются пределы таможенной территории ЕврАзЭС, а также в соответствии с международными договорами в рамках ЕврАзЭС — пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов.

При таких данных направление осужденными писем, содержащих ядовитое вещество, по адресам дипломатических представительств иностранных государств (посольств) на территории Российской Федерации не могло повлечь незаконное перемещение ядовитых веществ через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, что является обязательным для квалификации незаконных действий по ст. 226.1 УК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ).