Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1390-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 июня 2020 г. N 1390-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ТАРАСОВА ВЛАДИСЛАВА ВИТАЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 229.1 УГОЛОВНОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Тарасова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин В.В. Тарасов оспаривает конституционность положений статьи 229.1 ‘Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ’ УК Российской Федерации, утверждая, что они противоречат статьям 19 (часть 2) и 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют признавать контрабандой перемещение (перевозку) наркотического средства с территории какого-либо субъекта Российской Федерации в Калининградскую область, не учитывая ее эксклавного положения, а также допуская уголовную ответственность вне зависимости от наличия субъективных признаков состава преступления.

Приговором суда, оставленным без изменения по результатам апелляционного и кассационного обжалования, В.В. Тарасов осужден за совершение преступлений, в том числе предусмотренного частью третьей статьи 229.1 УК Российской Федерации. По оценке суда, это преступление выразилось в том, что В.В. Тарасов, следуя в качестве пассажира в поезде по маршруту Санкт-Петербург — Калининград, незаконно провез наркотическое средство в крупном размере в Республику Беларусь, затем — через Литовскую Республику вновь в Российскую Федерацию, тем самым незаконно переместив его через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также Государственную границу Российской Федерации с государством — членом Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие свободный оборот отдельных веществ или предметов как в отношении их принадлежности на территории Российской Федерации лишь определенным участникам оборота и допустимости сделок с ними только по специальному разрешению (пункт 2 статьи 129 ГК Российской Федерации), так и в отношении их перемещения за пределы Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2019 года N 2647-О) или ввоза на ее территорию.

Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года перечисляет деяния, совершаемые умышленно, за которые в национальных законодательствах должна предусматриваться уголовная ответственность. К таким деяниям пункт 1 статьи 3 данной Конвенции относит в том числе производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений данной Конвенции с поправками, Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года или Конвенции о психотропных веществах 1971 года (подпункт ‘i’ подпункта ‘a’). При этом согласно Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с соблюдением своих конституционных ограничений государство принимает меры, которые обеспечат, что культивирование и производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на каких бы то ни было условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств в нарушение данной Конвенции и всякое другое действие, которое, по мнению ее участников, может являться нарушением ее положений, будут признаваться наказуемыми деяниями в тех случаях, когда они совершены умышленно, а также что серьезные преступления будут подлежать соответствующему наказанию, в частности тюремному заключению или иному способу лишения свободы (пункт 1 статьи 36).

В соответствии с этими международными обязательствами и на основании статьи 71 (пункт ‘о’) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель установил в статье 229.1 УК Российской Федерации уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Поскольку же характерное для бланкетных диспозиций статей уголовного закона указание на незаконный характер конкретных деяний в сфере оборота тех или иных предметов означает, что юридической предпосылкой применения соответствующих уголовно-правовых норм является несоблюдение действующих в данной сфере правил (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2019 года N 2647-О), то статья 229.1 УК Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с положениями Общей части данного Кодекса, в том числе определяющими основание уголовной ответственности, принцип вины и раскрывающими содержание умысла (статьи 5, 8 и 25), а также в системной связи с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ ‘О наркотических средствах и психотропных веществах’, Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (приложение N 10 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года N 30) и с учетом разъяснений, которые даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 апреля 2017 года N 12 ‘О судебной практике по делам о контрабанде’.

Кроме того, подлежат учету особенности транзитного следования пассажиров, вытекающие из Совместного заявления Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации 2002 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге 2003 года, которые также не предполагают бесконтрольное перемещение людей и товаров (включая наркотические средства и психотропные вещества) через соответствующие границы.

В свою очередь, Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I ‘О Государственной границе Российской Федерации’ предусматривает, что перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации (статья 10), и определяет, что пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно (часть пятая статьи 11).

Соответственно, в системе правового регулирования не предполагается свободного перемещения физическими лицами наркотических средств или психотропных веществ через соответствующие границы, в том числе при следовании железнодорожным транспортом на территорию или с территории Калининградской области. Несоблюдение же установленных запретов или ограничений является обстоятельством, свидетельствующим о незаконности такого перемещения.

Таким образом, оспариваемые заявителем нормы неопределенности не содержат и не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте, а потому данная жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному в Федеральном конституционном законе ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тарасова Владислава Витальевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН