Определение Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 3171-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 ноября 2019 г. N 3171-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА БЕЛЯЕВА

НАЗИМА НУХОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ

ПЯТОЙ СТАТЬИ 38.3 ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПОДПУНКТАМИ 10 И 11

ПУНКТА 11 ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ИСПОЛНЕНИЯ

НАКАЗАНИЙ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина Н.Н. Беляева вопрос о возможности принятия его жалоб к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин Н.Н. Беляев, уволенный со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по основанию, предусмотренному подпунктом ‘б’ части первой статьи 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I ‘Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации’), — непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, оспаривает конституционность следующих нормативных положений:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

части пятой статьи 38.3 названного Положения, согласно которой взыскания, предусмотренные статьями 38.1 ‘Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции’ и 38.2 ‘Увольнение в связи с утратой доверия’ данного Положения, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией), при этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения,

пункта 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 ‘Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний’), закрепляющего, что директор Федеральной службы исполнения наказаний принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о приеме на службу (работу), о приостановлении службы (работы) работников уголовно-исполнительной системы, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы, замещающих должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава до полковника внутренней службы включительно, об увольнении со службы (работы) указанных работников уголовно-исполнительной системы, а также об увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы из числа высшего начальствующего состава (подпункт 10), назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов ФСИН России (кроме замещающих должности федеральной государственной гражданской службы), других сотрудников (работников) уголовно-исполнительной системы, за исключением сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава (подпункт 11).

По мнению заявителя, часть пятая статьи 38.3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 17, 18 и 37, поскольку устанавливает сроки привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, отличные от сроков, закрепленных Трудовым кодексом Российской Федерации. Нарушение своих прав подпунктами 10 и 11 пункта 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний Н.Н. Беляев усматривает в том, что в противоречие с нормами Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации он был уволен приказом Директора Федеральной службы исполнения наказаний, а не Министра юстиции Российской Федерации.

Оспариваемые нормы применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.Н. Беляевым материалы, не находит оснований для принятия его жалоб к рассмотрению.

2.1. В соответствии с частью первой статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ ‘О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы’ действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространялось на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

1 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ ‘О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации ‘Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы’, в связи с чем Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении лиц, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, с указанной даты не применяется, поэтому жалоба заявителя в этой части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

2.2. Пункт 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, и в частности его подпункты 10 и 11, закрепляет полномочия директора Федеральной службы исполнения наказаний, прав и свобод лиц, проходящих или проходивших службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, не устанавливает. Соответственно, оспариваемые нормативные положения не могут расцениваться как затрагивающие какие-либо права граждан.

Разрешение же вопроса о соответствии оспариваемых заявителем норм иным нормативным положениям к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Беляева Назима Нуховича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН