Определение Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 N 1813-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 июля 2022 г. N 1813-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

‘ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ’ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ‘ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ

КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И О СОДЕЙСТВИИ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ

В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ’

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Санкт-Петербургской общественной правозащитной организации ‘Гражданский контроль’ к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация ‘Гражданский контроль’ оспаривает конституционность части 3 статьи 10 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ ‘Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания’, в соответствии с которой не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Как следует из представленных материалов, решением суда, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, заявителю отказано в удовлетворении административного искового заявления к Общественной палате Российской Федерации о признании незаконным решения об отклонении выдвинутой им кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии города Санкт-Петербурга. Суды указали, что Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация ‘Гражданский контроль’ 30 декабря 2014 года включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и действующим законодательством установлен запрет на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественными объединениями, включенными в указанный реестр. Судья Верховного Суда Российской Федерации отказал в передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 3 декабря 2021 года).

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 30 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно запрещает общественному объединению, включенному в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, выдвигать кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Статья 10 Федерального закона ‘Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания’, определяющая порядок образования общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, предусматривает, что правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет со дня его создания, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина, при этом не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, которым в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ ‘О противодействии экстремистской деятельности’ вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным, а также общественные объединения, деятельность которых приостановлена в соответствии с указанным Федеральным законом, если решение о приостановлении не было признано судом незаконным, и общественные объединения, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Такое регулирование не выходит за пределы дискреции федерального законодателя и не создает каких-либо препятствий для осуществления некоммерческими организациями деятельности в сфере защиты или содействия защите прав и свобод человека, а потому не может рассматриваться как нарушающее указанные в жалобе конституционные права заявителя.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Санкт-Петербургской общественной правозащитной организации ‘Гражданский контроль’, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН