ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 января 2020 г. N АКПИ19-954
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Ткачеве П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Клименко Сергея Николаевича об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2019 г. N 425 ‘Об освобождении от должности, назначении на должность и присвоении специальных званий в некоторых федеральных государственных органах’ в части освобождения полковника внутренней службы Клименко Сергея Николаевича от должности начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю,
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2019 г. N 425 ‘Об освобождении от занимаемой должности, назначении на должность и присвоении специальных званий в некоторых федеральных государственных органах’ Клименко С.Н. освобожден от должности начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю (далее — Указ). Указ содержит в том числе служебные сведения ограниченного распространения и имеет пометку ‘Для служебного пользования’.
Клименко С.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительным Указ в части освобождения его от названной выше должности, ссылаясь на его противоречие Конституции Российской Федерации, Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ ‘О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации’ (далее — Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ), Положению о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385.
Свое требование административный истец мотивирует тем, что Указ в оспариваемой части нарушает его права и свободы, в том числе гарантированное Конституцией Российской Федерации право на труд, а в период замещения им должности начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю им не допускалось нарушений трудовой дисциплины и иных нарушений, которые могли бы стать основаниями для обращения Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к Президенту Российской Федерации с представлением об освобождении его от должности, на него не накладывались дисциплинарные взыскания, не предъявлялись нарекания по службе, в отношении его не проводились какие-либо служебные проверки и не делались выводы о его несоответствии занимаемой должности, служебные обязанности им выполнялись добросовестно, что подтверждается соответствующими поощрениями руководства.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также — МЧС России), уполномоченное представлять интересы Президента Российской Федерации, в письменных возражениях пояснило, что Указ издан Президентом Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему действующим законодательством полномочиями и по основаниям, предусмотренным законом.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
В судебном заседании административный истец Клименко С.Н. и его представитель Морозов И.К. поддержали заявленное требование.
В судебном заседании представители Президента Российской Федерации Яковлев С.П., Агафонкин Д.Б., Мироненко И.А., Демченков К.В. возражали против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения административного истца Клименко С.Н. и его представителя Морозова И.К., возражения представителей Президента Российской Федерации Яковлева С.П., Агафонкина Д.Б., Мироненко И.А., Демченкова К.В., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ назначение на должности высшего начальствующего состава и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации.
Согласно пункту 11.1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (далее — Положение о МЧС России), назначение сотрудников федеральной противопожарной службы на должности высшего начальствующего состава и военнослужащих спасательных воинских формирований на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, и освобождение от этих должностей, а также продление указанным сотрудникам и военнослужащим срока службы осуществляет Президент Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 236 ‘Об освобождении от должности, назначении на должность и увольнении с военной службы в некоторых федеральных государственных органах’ полковник внутренней службы Клименко С.Н. назначен на должность начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю.
Данная должность включена в Перечень должностей высшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. N 1010, и с учетом Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63, предусматривает наличие у такого лица допуска к государственной тайне по первой форме.
Доводы административного истца о том, что при издании оспариваемого указа у Президента Российской Федерации не имелось оснований для освобождения его от должности, являются несостоятельными.
Частью четвертой статьи 4 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I ‘О государственной тайне’ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации, обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне, реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
В силу абзаца четвертого части первой статьи 23 приведенного закона допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 данного закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Одним из таких оснований является наличие у должностного лица или гражданина статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении (абзац второй части первой статьи 22 указанного закона).
Как следует из материалов дела, в отношении Клименко С.Н. 9 июня 2018 г. возбуждено уголовное дело по признакам совершения преступления, предусмотренного частью первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. 11 апреля 2019 г. ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанное преступление относится к преступлениям против государственной власти (раздел X Уголовного кодекса Российской Федерации).
Письмом Ленинского районного суда г. Севастополя от 9 августа 2019 г. N 47721 МЧС России уведомлено, что в производстве суда находится уголовное дело N 1-147/2019 в отношении Клименко С.Н., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью второй статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации он имеет процессуальный статус подсудимого.
12 августа 2019 г. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принял решение N 2-4-46-2040-20дсп прекратить временно отстраненному от должности начальнику Главного управления МЧС России по г. Севастополю Клименко С.Н. допуск к государственной тайне.
Согласно пункту 21 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ контракт может быть расторгнут и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службе в связи с прекращением допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и (или) иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
Подпунктом 17 пункта 12 Положения о МЧС России предусмотрено, что Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представляет на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения о назначении на должности и освобождении от должностей, которые подлежат замещению лицами высшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы, а также о назначении на воинские должности и освобождении от воинских должностей, которые подлежат замещению высшими офицерами спасательных воинских формирований.
14 августа 2019 г. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий направил Президенту Российской Федерации предложение об освобождении Клименко С.Н. от замещаемой должности в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну и (или) иную охраняемую законом тайну, так как выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
Согласно частям 1, 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Указ об освобождении Клименко С.Н. от названной выше должности издан Президентом Российской Федерации 7 сентября 2019 г. при реализации предоставленных главе государства полномочий, с учетом имевших место на указанную дату обстоятельств и соответствует требованиям упоминаемых федеральных законов.
Доводы административного истца о том, что им не допускалось нарушений трудовой дисциплины, на него не накладывались дисциплинарные взыскания, не предъявлялись нарекания по службе, в отношении его не проводились какие-либо служебные проверки, а служебные обязанности им выполнялись добросовестно, не опровергают имевших место обстоятельств, в связи с которыми он освобожден Президентом Российской Федерации от должности.
Нельзя согласиться и с доводом административного истца о том, что допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, прекращен ему постановлением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 5 февраля 2019 г. N 3/8-2/2019, которым он временно отстранен от должности начальника Главного управления МЧС России по г. Севастополю на период уголовного преследования по уголовному делу. Этот довод основан на неверном толковании норм права.
Временное отстранение от должности согласно статьям 111, 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации относится к числу мер процессуального принуждения, применяемых в целях обеспечения установленного данным кодексом порядка уголовного судопроизводства или надлежащего исполнения приговора, не является прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, основания которого определены Законом Российской Федерации ‘О государственной тайне’.
Поскольку Указ в оспариваемой части соответствует действующему законодательству Российской Федерации, на основании пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175 — 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Клименко Сергея Николаевича об оспаривании Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2019 г. N 425 ‘Об освобождении от должности, назначении на должность и присвоении специальных званий в некоторых федеральных государственных органах’ в части освобождения полковника внутренней службы Клименко Сергея Николаевича от должности начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО