ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2023 г. N 67-АД23-6-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобы Буркова А.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского судебного района города Новосибирска Новосибирской области от 25 августа 2022 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2022 года, вынесенные в отношении Буркова Алексея Борисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского судебного района города Новосибирска Новосибирской области от 25 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2022 года, Бурков А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации на срок 1 год.
В жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, Бурков А.Б. выражает несогласие с вынесенными в его отношении судебными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения.
Изучение материалов истребованного в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административном правонарушении и доводов жалоб приводит к следующим выводам.
Частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в том числе за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусматривающая назначение административного наказания для должностных лиц в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Пунктами 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
В силу подпункта ‘в’ пункта 1, пунктов 4, 6 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ ‘О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей’ (далее — Федеральный закон N 129) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ ‘Об обществах с ограниченной ответственностью’ место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Федерального закона N 129 для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 129).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении и установлено нижестоящими судами, Бурков А.Б., являясь директором ООО ‘Солярис’, 17 декабря 2021 года подал в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области с целью регистрации в Едином государственном реестре недвижимости изменений заявление по форме Р13014, содержащее заведомо ложные сведения о местонахождении общества по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Гоголя, дом 235/1, помещение 37, по которому фактически названное юридическое лицо не находится и не находилось ранее.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о том, содержатся ли в описанных выше действиях Буркова А.Б. признаки уголовно наказуемого деяния, при отсутствии данных о том, что в отношении Буркова А.Б. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, по одному и тому же факту совершения противоправных действий и тем же основаниям, по которым в его отношении возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, исходя из диспозиций части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 1 статьи 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, — не является существенным нарушением, влекущим признание данного протокола недопустимым доказательством, поскольку эти данные могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу (абзац 3 пункта 4 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 ‘О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях’).
Изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства с учетом совокупности иных представленных по делу и исследованных судами доказательств позволяют установить событие вмененного должностному лицу Буркову А.Б. административного правонарушения, являются достаточными для квалификации его действий по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не дают оснований для иной квалификации.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе виновность лица, совершившего противоправное деяние.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица, в обязанности которых входит предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информации, предусмотренной федеральными законами.
Действия руководителя общества Буркова А.Б., не содержащие уголовно наказуемого деяния, квалифицированы по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области государственной регистрации юридических лиц и банкротстве, а доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение для разрешения дела, установленные судами обстоятельства и выводы о его виновности в совершении данного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность его привлечения к административной ответственности.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении с другими материалами поступил на рассмотрение по подсудности мировому судье судебного участка N 13 Ленинского судебного района города Новосибирска Новосибирской области, определением которого (л.д. 1) в соответствии со статьями 29.1, 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях его рассмотрение назначено на 01 августа 2022 года в 15 часов 10 минут.
В связи с назначением мирового судьи судебного участка N 13 Ленинского судебного района города Новосибирска Новосибирской области Указом Президента Российской Федерации от 14 июля 2022 года N 450 судьей Ленинского районного суда города Новосибирска Новосибирской области постановлением председателя названного районного суда от 20 июля 2022 года N 89 находящиеся в производстве указанного мирового судьи дела переданы мировым судьям других судебных участков Ленинского районного суда города Новосибирска Новосибирской области.
Настоящее дело об административном правонарушении в отношении Буркова А.Б. передано в производство мировому судье судебного участка N 1 Ленинского судебного района города Новосибирска Новосибирской области (л.д. 138 — 141) и рассмотрено с соблюдением правил территориальной подсудности, измененной председателем соответствующего районного суда в установленном законом порядке.
Невынесение мировым судьей определения об отложении рассмотрения дела на 25 августа 2022 года не привело к принятию незаконного акта.
Меры, принятые мировым судьей к извещению Буркова А.Б. о месте, дате и времени рассмотрения дела, соответствуют требованиям части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а необеспечение Бурковым А.Б. получения поступающей в его адрес почтовой корреспонденции не свидетельствует о невыполнении этих требований.
Дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие Буркова А.Б. с соблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 25.1, пунктами 2 и 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии разъяснениями, сформулированными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 ‘О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях’.
Оснований полагать о нарушении права Буркова А.Б. на защиту при производстве по делу, которое реализовано им по своему усмотрению, в рассматриваемом случае не имеется.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица Буркова А.Б. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено должностному лицу Буркову А.Б. в пределах санкции части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей суда кассационной инстанции в установленном статьями 30.12 — 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 — 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского судебного района города Новосибирска Новосибирской области от 25 августа 2022 года и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2022 года, вынесенные в отношении Буркова А.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобы Буркова А.Б. — без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ