КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2023 г. N 454-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТЕРЕШОНКА ВИТАЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 171.3 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Терешонка к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.В. Терешонок обвинялся в совершении им как индивидуальным предпринимателем, осуществлявшим торговлю пищевыми продуктами и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, незаконных хранения и розничной продажи спиртосодержащей продукции в крупном размере. В судебном заседании было установлено, что предметом незаконного оборота являлись пятилитровые канистры с этиловым спиртом, предназначенным для приготовления растворов для наружного применения и приготовления лекарственных форм в медицинских стационарах (включая препарат, зарегистрированный в Государственном реестре лекарственных средств под номером ЛП-000780). Также суд пришел к выводу, что указанная жидкость реализовывалась в 2019 году потребителям как спиртосодержащая пищевая продукция. За совершение незаконного оборота спиртосодержащей жидкости без обязательной лицензии в крупном размере приговором суда В.В. Терешонок осужден к штрафу, от наказания освобожден в связи с истечением сроков давности. Апелляционным постановлением приговор оставлен без изменения, а также отклонен довод апелляционной жалобы осужденного о том, что на основании статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ ‘О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции’ не подлежит лицензированию деятельность по производству и обороту фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий. Судебные решения оставлены без изменения определением кассационного суда общей юрисдикции, который признал правильной юридическую оценку содеянного и пришел к выводу о незаконной реализации спиртосодержащей пищевой продукции, поскольку она осуществлялась в торговых павильонах, не являющихся медицинскими учреждениями. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации, который согласился с обоснованностью вывода о том, что продукция могла восприниматься покупателями как пригодная к употреблению алкогольная продукция и реализовывалась В.В. Терешонком в качестве спиртосодержащей пищевой продукции.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Заявитель утверждает, что статья 171.3 ‘Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции’ УК Российской Федерации противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 29 (часть 4), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку — вследствие своей неопределенности — не позволяет сделать однозначный вывод, могут ли признаваться спиртосодержащие лекарственные препараты, предназначенные для наружного применения и приготовления лекарственных форм, спиртосодержащей пищевой продукцией, что приводит к произвольному привлечению к уголовной ответственности, в том числе в случаях, когда обязательность лицензирования оборота таких препаратов не установлена федеральным законом.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Принцип правовой определенности, обязывающий федерального законодателя формулировать уголовно-правовые предписания с достаточной степенью четкости, позволяющей лицу сообразовывать с ними свое поведение — как дозволенное, так и запрещенное — и предвидеть вызываемые им последствия, не исключает введения в уголовный закон юридических конструкций бланкетного характера, которые для уяснения используемых в нем терминов и понятий требуют обращения к нормативному материалу иных правовых актов. Оценивая подобную модель законодательного регулирования, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующему выводу: сам по себе бланкетный характер норм не может свидетельствовать об их неконституционности, поскольку регулятивные нормы, непосредственно закрепляющие те или иные правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же нормативном правовом акте, что и нормы, предусматривающие юридическую ответственность за их нарушение, а потому оценка степени определенности содержащихся в законе понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона и используемых в нем формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний, а также с учетом смежных составов правонарушений (постановления от 27 мая 2003 года N 9-П, от 31 марта 2011 года N 3-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 17 июня 2014 года N 18-П, от 16 июля 2015 года N 22-П и др.).
В статье 171.3 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за производство, закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и (или) розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, которым согласно примечанию к этой статье признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая сто тысяч рублей.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (постановления от 12 ноября 2003 года N 17-П и от 23 мая 2013 года N 11-П).
В этих целях Федеральным законом ‘О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции’ устанавливаются виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие лицензированию, а также разновидности лицензий по каждому из этих видов деятельности с определением основных прав, предоставляемых лицензиату (пункты 2 — 4 статьи 18). Соответствующие ограничения установлены его статьей 26, запрещающей, в частности, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий (пункт 1).
Согласно статье 2 названного Федерального закона спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции (подпункт 3), спиртосодержащие лекарственные препараты — лекарственные препараты для медицинского и ветеринарного применения в жидкой форме выпуска, определенные в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ ‘Об обращении лекарственных средств’ и содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) (подпункт 3.1).
В соответствии со статьей 55 Федерального закона ‘Об обращении лекарственных средств’ разрешена розничная торговля лекарственными препаратами, в частности индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Часть 9 его статьи 45 (введена Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ ‘О внесении изменений в Федеральный закон ‘О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции’ и отдельные законодательные акты Российской Федерации’ и вступила в силу с 1 января 2018 года) предусмотрела, что производители фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) обязаны осуществлять реализацию (передачу в установленном законодательством Российской Федерации порядке) фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств, производителям (изготовителям) медицинских изделий для производства и изготовления медицинских изделий в емкостях объемом не более 1 литра и (или) не менее 1000 литров, а организациям, указанным в пунктах 3 — 5 части 8 этой статьи, в таре объемом не более 1 литра.
Кроме того, согласно данным Государственного реестра лекарственных средств лекарственный препарат, имеющий номер регистрационного удостоверения ЛП-000780 (спирт этиловый — концентрат для приготовления раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм, 95 процентов), предполагает форму выпуска более 100 мл только для медицинских стационаров.
Такое правовое регулирование не исключает спиртосодержащие лекарственные препараты из категории спиртосодержащей продукции и прямо предусматривает в необходимых случаях лицензирование их оборота, включая лицензию на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), лицензию на производство лекарственных средств (фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), лицензию на фармацевтическую деятельность, а потому отсутствие такой лицензии может быть одним из признаков преступления, предусмотренного статьей 171.3 УК Российской Федерации.
Соответственно, оспариваемая норма, действующая в системе правового регулирования, не содержит неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать общественную опасность, противоправность своих действий и предвидеть их правовые последствия.
Таким образом, данная жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Терешонка Виталия Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН