Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1420-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июля 2021 г. N 1420-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ДРУЖИНИНА АЛЕКСАНДРА ВЯЧЕСЛАВОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 99, ЧАСТЯМИ

ПЕРВОЙ И ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 107 УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 1 И 17

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ‘О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ’

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина А.В. Дружинина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин А.В. Дружинин, отбывающий наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 4 (часть 2), 7 (часть 2), 15 (части 3 и 4), 16, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 22 (часть 1), 35 (части 1 — 3), 39 (часть 1), 41 (часть 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации положения статей 99 ‘Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы’ и 107 ‘Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы’ УИК Российской Федерации, статей 1 ‘Понятие ‘инвалид’, основания определения группы инвалидности’ и 17 ‘Обеспечение инвалидов жильем’ Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ ‘О социальной защите инвалидов в Российской Федерации’, которые, по его мнению, позволяют удерживать из пенсии инвалида, отбывающего наказание в виде лишения свободы, денежные средства на его содержание, не учитывая при этом права такого осужденного на получение льгот, в частности компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Установление в части четвертой статьи 99 и статье 107 УИК Российской Федерации удержаний из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию — стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце, — не противоречит целям Российской Федерации как социального государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 552-О-П, от 17 декабря 2009 года N 1647-О-О, от 27 мая 2010 года N 661-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2912-О, от 27 октября 2015 года N 2369-О и от 28 мая 2020 года N 1334-О), притом что часть третья статьи 107 данного Кодекса гарантирует недопущение зачисления на лицевой счет осужденных, вне зависимости от сумм затрат на их питание, одежду, индивидуальные средства гигиены и коммунально-бытовые услуги, менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, — не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Оспариваемые же положения Федерального закона ‘О социальной защите инвалидов в Российской Федерации’, определяющие понятия и обеспечивающие реализацию права на установление учреждениями медико-социальной экспертизы инвалидности на основании объективных критериев, а также предусматривающие меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, являются элементами правового механизма, направленного на реализацию социальной защиты лиц, признанных инвалидами. При этом данные законоположения не имеют предметом своего регулирования возмещение расходов по содержанию осужденных в исправительных учреждениях.

Таким образом, оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дружинина Александра Вячеславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН