КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2017 г. N 2832-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТРУШКОВА ОЛЕГА СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 255 И ЧАСТЬЮ СЕДЬМОЙ СТАТЬИ 401.16
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина О.С. Трушкова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Постановлением президиума Московского городского суда от 13 декабря 2016 года вынесенные в том числе в отношении гражданина О.С. Трушкова приговор районного суда и апелляционное определение отменены с направлением уголовного дела на новое рассмотрение в ином составе суда. При этом в отношении О.С. Трушкова с учетом, как указывалось, обстоятельств совершенных преступлений и данных о его личности избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок три месяца.
Полагая, что тем самым суд кассационной инстанции фактически предрешил вопрос о доказанности обвинения, а также не исследовал и не оценил в судебном заседании соответствующие обстоятельства при избрании меры пресечения, О.С. Трушков оспорил названное постановление в Верховный Суд Российской Федерации, однако постановлением судьи этого Суда от 6 сентября 2017 года в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции было отказано ввиду отсутствия существенных нарушений закона, повлиявших на исход дела.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации О.С. Трушков просит признать не соответствующими статьям 2, 6, 18, 19, 45 и 46 Конституции Российской Федерации часть первую статьи 255 ‘Решение вопроса о мере пресечения’ и часть седьмую статьи 401.16 ‘Пределы прав суда кассационной инстанции’ УПК Российской Федерации, поскольку данные нормы, по его утверждению, дают возможность суду кассационной инстанции в случае отмены судебных решений по уголовному делу и направления этого дела на новое рассмотрение в нижестоящий суд избирать обвиняемому меру пресечения в виде заключения под стражу по собственной инициативе и без исследования в судебном заседании представленных сторонами доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для избрания такой меры пресечения, предрешая при этом вопросы о доказанности обвинения и выводы, которые могут быть сделаны нижестоящими судами при повторном рассмотрении дела.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть первая статьи 255 УПК Российской Федерации закрепляет, что в ходе судебного разбирательства — под которым понимается судебное заседание судов первой, второй, кассационной и надзорной инстанций (пункт 51 статьи 5 того же Кодекса) — суд вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения в отношении подсудимого.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22 марта 2005 года N 4-П, суд, ставя и решая по собственной инициативе вопрос об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, не принимает на себя функции стороны обвинения, поскольку правовые и фактические основания для избрания меры пресечения связаны не с поддержкой, а тем более признанием обоснованным выдвинутого в отношении лица обвинения в совершении преступления, а с необходимостью обеспечения условий дальнейшего производства по уголовному делу, при этом суд как орган правосудия призван обеспечить справедливую процедуру принятия решения о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения, исходя из одинаковой природы и значения судебных гарантий для защиты прав и законных интересов личности при принятии решений, связанных с ограничением свободы и личной неприкосновенности, вне зависимости от того, на каком этапе уголовного судопроизводства эти решения принимаются, судебное решение об избрании заключения под стражу может быть вынесено только при условии подтверждения достаточными данными оснований ее применения при предоставлении сторонам возможности обосновать свою позицию перед судом, с тем чтобы суд мог разрешить вопрос о содержании под стражей, основываясь на собственной оценке обстоятельств дела, в случае отмены обвинительного приговора и направления уголовного дела на новое рассмотрение суд должен руководствоваться общими положениями, закрепленными в статьях 10, 108, 109 и 255 УПК Российской Федерации, исходя из того, что избранная в рамках уголовного судопроизводства мера пресечения прекратила свое действие после вступления в законную силу обвинительного приговора, отмена которого не приводит к автоматическому ее восстановлению, а для избрания вновь меры пресечения в виде заключения под стражу требуется установление судом с участием заинтересованных сторон фактических обстоятельств, подтверждающих основания для заключения под стражу, с учетом нового этапа уголовного судопроизводства.
В свою очередь, Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в случае отмены приговора и передачи уголовного дела на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции, а также при возвращении уголовного дела прокурору суд кассационной инстанции разрешает вопрос о мере пресечения в отношении лица, содержащегося под стражей, и вправе избрать ему любую из предусмотренных статьей 98 УПК Российской Федерации мер пресечения при условии, что она обеспечит достижение ее целей, в случае избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста суд кассационной инстанции обязан указать конкретный срок ее действия, избирая такую меру пресечения, он должен руководствоваться общими положениями уголовно-процессуального закона об основаниях и порядке избрания меры пресечения исходя из того, что заинтересованные лица (при условии, что они извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела) осведомлены о характере решений, которые могут быть приняты судом кассационной инстанции, в том числе о возможности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста (пункт 25 постановления от 28 января 2014 года N 2 ‘О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции’).
Кроме того, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, действующие правила избрания и продления судом меры пресечения в виде заключения под стражу не позволяют суду предрешать вину лица в совершении инкриминированного ему преступления (определения от 24 марта 2015 года N 676-О, от 28 января 2016 года N 16-О и от 25 мая 2017 года N 970-О).
В силу же положений статьи 401.16 УПК Российской Федерации хотя указания суда кассационной инстанции и обязательны при повторном рассмотрении уголовного дела судом нижестоящей инстанции (часть шестая), однако в случае отмены судебного решения суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими, а также предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом первой или апелляционной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела (пункты 2 и 4 части седьмой).
Таким образом, отсутствуют основания утверждать, что оспариваемые законоположения нарушают права О.С. Трушкова в обозначенном им аспекте. Проверка же правомерности избрания в его отношении меры пресечения в виде заключения под стражу судом кассационной инстанции предполагает установление обстоятельств конкретного дела и потому не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трушкова Олега Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона ‘О Конституционном Суде Российской Федерации’, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН