Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2022 N 67-КАД22-6-К8

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июня 2022 г. N 67-КАД22-6-К8

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы правительства Новосибирской области и министерства сельского хозяйства Новосибирской области на апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2021 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2021 года по административному делу N 3а-120/2021 по административному исковому заявлению Яковлевой Ольги Васильевны о признании не действующим подпункта 15 пункта 3 раздела II Положения о конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств в Новосибирской области на право получения грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и грантов на развитие семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного постановлением правительства Новосибирской области от 15 октября 2012 года N 480-п.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей правительства Новосибирской области Поповой С.Н., министерства сельского хозяйства Новосибирской области Варфоломеевой Л.В. и Цилковской Е.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения против удовлетворения кассационных жалоб Яковлевой О.В. и ее представителя адвоката Кудряшова В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что апелляционное и кассационное определения подлежат отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

15 октября 2012 года правительством Новосибирской области принято постановление N 480-п, пунктом 1 которого утверждено Положение о конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств в Новосибирской области на право получения грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и грантов на развитие семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — Положение).

Согласно подпункту 15 пункта 3 раздела II Положения (в редакции постановления правительства Новосибирской области от 31 августа 2015 года N 326-п) заявителями на участие в конкурсном отборе на право получения гранта и (или) единовременной помощи начинающему фермеру являются граждане Российской Федерации, соответствующие требованиям, предусмотренным Положением. В частности, заявитель должен постоянно проживать или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя (подпункт 15 пункта 3 раздела II Положения).

Постановлением правительства Новосибирской области от 22 августа 2017 года N 326-п вышеуказанное постановление правительства Новосибирской области признано утратившим силу.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В апреле 2021 года Яковлева О.В. обратилась в суд с административным иском о признании не действующим подпункта 15 пункта 3 раздела II Положения в части требования, предъявляемого к участнику конкурсного отбора, о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство должно являться единственным местом трудоустройства заявителя.

Определением Новосибирского областного суда от 2 июня 2021 года производство по административному делу прекращено на основании статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2021 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2021 года, решение суда отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, правительство Новосибирской области и министерство сельского хозяйства Новосибирской области просят апелляционное и кассационное определения отменить, оставить в силе определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 20 мая 2022 года передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив административное дело, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на нее, Судебная коллегия приходит к выводу о необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства Яковлевой О.В. подана заявка на участие в конкурсном отборе на право получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы, которая рассмотрена на заседании конкурсной комиссии.

26 мая 2016 года между министерством сельского хозяйства Новосибирской области и Яковлевой О.В. заключено соглашение N 42/1 о софинансировании расходов на реализацию мероприятий по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) бытовое обустройство начинающему фермеру.

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области направило главе крестьянского (фермерского) хозяйства средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 400 000 руб.

29 мая 2020 года указанное соглашение расторгнуто, средства гранта в размере 1 400 000 руб. Яковлевой О.В. возвращены на счет министерства сельского хозяйства Новосибирской области.

В сентябре 2020 года в отношении Яковлевой О.В. возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, 25 февраля 2021 года предъявлено обвинение по указанной статье по факту совершения мошенничества. Обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, основаны на положениях оспариваемого акта, что послужило поводом для обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что Яковлева О.В. не является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, который на момент рассмотрения дела по существу утратил силу и не применяется, следовательно, не порождает для административного истца правовых последствий. При этом суд отметил, что объективных данных о нарушении прав и законных интересов истца при принятии решения о выдаче ей гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства материалы дела не содержат.

Отменяя определение суда о прекращении производства по делу и возвращая дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу, апелляционный суд, с которым согласился кассационный суд, ссылаясь на часть 2 статьи 194, пункт 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указал на то, что, хотя положения оспариваемого в части нормативного правового акта на момент возникновения данного административного спора утратили силу, в период их действия они применялись к административному истцу и, как следствие, затрагивают его права и законные интересы.

Судебная коллегия считает выводы судов апелляционной и кассационной инстанций основанными на неправильном применении норм процессуального права по следующим основаниям.

Главой 21 (статьи 208 — 217.1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

В силу положений части 1 статьи 208 названного кодекса с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 128, пункту 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 210 и части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на день подачи соответствующего административного иска являлся действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По настоящему административному делу суд первой инстанции, установив, что постановлением правительства Новосибирской области от 22 августа 2017 года N 326-п оспариваемый акт признан утратившим силу, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для прекращения производства по данному административному делу и об отсутствии препятствующих этому обстоятельств. Как верно указал суд, проверка законности отдельных положений нормативного правового акта, полностью утратившего силу к моменту обращения истца в суд с заявлением о его оспаривании в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае осуществлена быть не могла.

Ссылки судов апелляционной и кассационной инстанций на невозможность применения в рамках данного дела части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт продолжает затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, основаны на неправильном толковании названных правовых норм, которые регулируют ситуацию, когда оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен после подачи и принятия соответствующего административного искового заявления к производству суда для рассмотрения по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом изложенного принятые по настоящему делу апелляционное и кассационное определения являются незаконными и подлежат отмене с оставлением в силе определения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2021 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2021 года отменить, оставить в силе определение Новосибирского областного суда от 2 июня 2021 года.