Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2019 N 77-КГ18-25

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 февраля 2019 г. N 77-КГ18-25

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 28 июня 2018 года по административному делу по административному иску Умронова Изатулло Сайбурхоновича к Министерству юстиции Российской Федерации, управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о признании незаконными и отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения о депортации из Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Министерства юстиции Российской Федерации Островской А.М., Ефремовой Н.А., управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области Костина А.Ф., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Умронов И.С., < ... > года рождения, являясь уроженцем Таджикской ССР, не имеющий гражданства Российской Федерации, совершил на территории Российской Федерации преступления, предусмотренные частью 2 статьи 228, частью 3 статьи 30, пунктом ‘б’ части 2 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем приговором Грязинского городского суда Липецкой области от 23 июня 2006 года осужден к лишению свободы на срок 6 лет 5 месяцев.

16 июня 2010 года Умронов И.С. освобожден из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области в связи с условно-досрочным отбытием наказания.

Судимость не погашена.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2010 года N 1053-рн пребывание (проживание) Умронова И.С. в Российской Федерации признано нежелательным сроком до 8 марта 2020 года.

Решением управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области от 25 января 2018 года определено депортировать Умронова И.С. за пределы Российской Федерации.

Решением Левобережного районного суда г. Липецка от 25 января 2018 года Умронов И.С. помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Липецкой области на срок с 25 января до 23 февраля 2018 года.

29 января 2018 года Умронов И.С. депортирован из Российской Федерации.

Умронов И.С. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что оспариваемые акты приняты без учета фактических обстоятельств его личной жизни, родственных связей, поскольку в Российской Федерации он проживает с 1992 года, имеет в собственности жилой дом, земельный участок и подсобное хозяйство, женат на гражданке Российской Федерации, имеет двоих дочерей, имеющих гражданство Российской Федерации. В Таджикистане жилья и работы не имеет. О распоряжении от 15 февраля 2010 года N 1053-рн узнал 25 января 2018 года.

Решением Грязинского городского суда Липецкой области от 12 марта 2018 года в удовлетворении требований Умронова И.С. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 28 июня 2018 года решение Грязинского городского суда Липецкой области от 12 марта 2018 года отменено в части депортации Умронова И.С. из Российской Федерации, по делу в этой части принято новое решение, которым признано незаконным решение УМВД России по Липецкой области от 25 января 2018 года о депортации Умронова И.С. за пределы Российской Федерации.

Определением Липецкого областного суда от 30 августа 2018 года УМВД России по Липецкой области отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе, поданной УМВД России по Липецкой области в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением от 21 января 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия полагает подлежащим отмене обжалуемое судебное постановление.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При изучении доводов кассационной жалобы приведенные выше основания к отмене судебного акта установлены.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации и решение УМВД России по Липецкой области изданы уполномоченными органами, с соблюдением требований закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства и их депортации, права административного истца не нарушают. Кроме того, отказывая в удовлетворении требований Умронова И.С. в части признания незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2010 года N 1053-рн, суд сослался на пропуск Умроновым И.С. установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока для обращения в суд.

Умронов И.С. был ознакомлен с оспариваемым распоряжением в апреле 2010 года, а в суд с заявлением об оспаривании данного распоряжения обратился 9 февраля 2018 года.

Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных Умроновым И.С. требований о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2010 года N 1053-рн.

Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным решения УМВД России по Липецкой области от 25 января 2018 года о депортации Умронова И.С. за пределы Российской Федерации, и вынося в этой части новое решение о признании незаконным указанного решения УМВД России по Липецкой области, суд апелляционной инстанции исходил из того, что депортация административного истца приведет к нарушению его права на личную и семейную жизнь.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с таким выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ ‘О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию’ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 25.10 этого закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 ‘Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации’ утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство юстиции Российской Федерации.

Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства закреплены также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313.

Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Умронов И.С, являющийся уроженцем Республики Таджикистан, пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершал на территории Российской Федерации преступления.

Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.

Само по себе семейное положение Умронова И.С., наличие у него недвижимого имущества на территории Российской Федерации и родственников, проживающих на территории Российской Федерации и имеющих гражданство Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признание оспариваемых актов, нарушающими его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку они приняты с учетом степени общественной опасности преступных деяний заявителя.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможности закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ ‘О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации’, часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ ‘О гражданстве Российской Федерации’).

При таких обстоятельствах решение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Умронова И.С. в Российской Федерации со всей очевидностью является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний административного истца.

Оснований для отмены распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2010 года N 1053-рн о нежелательности пребывания (проживания) Умронова И.С. в Российской Федерации судом установлено не было.

Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ предусмотрено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

Согласно пункту 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 названной статьи, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Основанием для принятия УМВД России по Липецкой области решения от 25 января 2018 года о депортации Умронова И.С. за пределы Российской Федерации послужило распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2010 года N 1053-рн о нежелательности пребывания (проживания) Умронова И.С. в Российской Федерации.

Данное решение принято в соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.

Принимая оспариваемое решение, административный ответчик отдал приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, имеющего непогашенную судимость, семейных связей на территории России или его нежелания покидать территорию Российской Федерации.

Распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2010 года N 1053-рн, явившееся основанием для принятия УМВД России по Липецкой области решения от 25 января 2018 года о депортации Умронова И.С., судами первой и апелляционной инстанций было признано законным.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для признания незаконным решения уполномоченного органа от 25 января 2018 года о депортации Умронова И.С.

В связи с изложенным определение суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного иска Умронова И.С. об оспаривании решения о депортации и признания незаконным решения о депортации подлежит отмене.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 28 июня 2018 года в части отмены решения Грязинского городского суда Липецкой области от 12 марта 2018 года в части отказа в удовлетворении административного иска Умронова И.С. об оспаривании решения о депортации из Российской Федерации и в части принятого апелляционной инстанцией решения о признании незаконным решения УМВД России по Липецкой области от 25 января 2018 года о депортации Умронова И.С. из Российской Федерации отменить.

Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 12 марта 2018 года оставить в силе.