ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. N 43-АПГ17-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Кожевникова М.И. и избирательного объединения ‘Удмуртское республиканское отделение политической партии ‘Коммунистическая партия Российской Федерации’ на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 10 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска избирательного объединения ‘Удмуртское республиканское отделение политической партии ‘Коммунистическая партия Российской Федерации’ о признании незаконными действий Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Кожевникова М.И. и его представителя адвоката Камаевой Н.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 6 июня 2017 года N 1044-V выборы депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва назначены на 10 сентября 2017 года.
18 июля 2017 года постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики N 211.1-5 заверен республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва в количестве 77 человек, выдвинутый избирательным объединением ‘Удмуртское республиканское отделение политической партии ‘Коммунистическая партия Российской Федерации’.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 26 июля 2017 года N 216.2-5 зарегистрирован названный республиканский список кандидатов в количестве 74 человек.
Постановлением этой же избирательной комиссии от 8 августа 2017 года N 223.1-5 в указанное постановление о регистрации списка внесены изменения путем дополнения пункта 1 после слов ‘в количестве 74 человек’ словами ‘, исключив из него Васильева А.В., Кожевникова М.И. и Клецкина О.С. в связи с сокрытием сведений о судимости, которые должны быть представлены’.
Избирательное объединение ‘Удмуртское республиканское отделение политической партии ‘Коммунистическая партия Российской Федерации’ (далее — республиканское отделение ‘КПРФ’) в лице уполномоченного представителя Чурина Р.Л. обратилось в суд с административным иском о признании незаконными действий Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, выразившихся в исключении из числа кандидатов в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва Клецкина О.С., Кожевникова М.И. и Васильева А.В., в составе республиканского списка, о возложении обязанности на Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики внести изменения в зарегистрированный постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 26 июля 2017 года N 216.2-5 республиканский список кандидатов, включив в него в территориальную группу Южная N 9 под N 3 Клецкина О.С., в территориальную группу Левобережная N 16 под N 1 Кожевникова М.И., в территориальную группу Южная N 18 под N 2 Васильева А.В.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на несоблюдение избирательной комиссией установленного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона ‘Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации’ требования об информировании избирательного объединения и кандидатов в депутаты о неполноте представленных сведений либо недостатках в представленных документах и нарушение тем самым избирательных прав, как избирательного объединения, так и кандидатов Клецкина О.С., Кожевникова М.И. и Васильева А.В., поскольку им не была предоставлена возможность внести дополнения и уточнения в представленные документы.
Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 10 августа 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционных жалобах республиканское отделение ‘КПРФ’ и Кожевников М.И. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ ‘Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации’ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым возможно исключение кандидата из заверенного списка кандидатов избирательной комиссией при принятии ею решения о регистрации списка кандидатов.
Так, согласно подпункту ‘б’ пункта 26 статьи 38 приведенного Федерального закона таким основанием является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 данного Федерального закона.
Согласно пункту 2.1 статьи 33 этого же Федерального закона, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 названной статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, — также сведения о дате снятия или погашения судимости.
При этом в силу подпункта 58 статьи 2 указанного Федерального закона сведения о судимости кандидата — сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Судом достоверно установлено и следует из материалов дела, что письменные заявления Клецкина О.С., Кожевникова М.И., Васильева А.В. о согласии баллотироваться в составе республиканского списка избирательного объединения не содержат сведений о судимости кандидатов.
Между тем, 25 июля 2017 года в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики из информационного центра Министерства внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике поступили сведения о судимости Клецкина О.С., Кожевникова М.И., Васильева А.В.
Из данного сообщения следует, что Васильев А.В. осужден Сарапульским народным судом 17 декабря 1996 года по части 1 статьи 196 Уголовного кодекса РСФСР, а также 24 января 2001 года по части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, Кожевников М.И. осужден Индустриальным районным судом г. Ижевска 19 апреля 2012 года по части 3 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, Клецкин О.С. осужден Кунгурским городским судом Пермской области 10 января 2006 года по части 2 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для исключения указанных лиц из заверенного республиканского списка кандидатов в депутаты по причине сокрытия сведений о судимости.
Доводы апелляционных жалоб о нарушении прав кандидатов Клецкина О.С., Кожевникова М.И., Васильева А.В. на внесение уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о них, вследствие принятия решения Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики о регистрации списка кандидатов ранее истечения установленного законом предельного срока для принятия такого решения и неизвещения об этом названных кандидатов, основаны на неправильном толковании положений избирательного законодательства.
Из пункта 18 статьи 38 Федерального закона ‘Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации’ следует, что избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Таким образом, десятидневный срок, установленный приведенной правовой нормой, — это предельный срок для принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не срок, предоставленный кандидатам для внесения уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о них, в связи с чем не имеется оснований для вывода о нарушении каких-либо прав таких кандидатов принятием решения о регистрации списка кандидатов ранее последнего для срока вне зависимости от их извещения об этом.
Ссылки в апелляционной жалобе на несоблюдение кандидатом, включенным в список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, требований об указании в заявлении о согласии баллотироваться сведений о судимости влечет за собой лишь исключение соответствующего кандидата из списка до его заверения, противоречит буквальному прочтению подпункта ‘б’ пункта 26 статьи 38 Федерального закона ‘Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации’, предусматривающего указанное обстоятельство как основание исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Доводы апелляционных жалоб о том, что при подаче документов в избирательную комиссию кандидат действует не от себя лично, Судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку правовые последствия в виде исключения кандидатов из заверенного списка могут наступать как вследствие действий (бездействия) избирательного объединения, выдвинувшего данный список, так и по причине неправомерного поведения самих кандидатов, скрывших сведения о своей судимости.
Не могут быть признаны обоснованными доводы апелляционных жалоб о представлении кандидатом Кожевниковым М.И. 20 июля 2017 года в региональное отделение ‘КПРФ’ сведений о своей судимости, поскольку ни самим кандидатом, ни уполномоченным представителем этого избирательного объединения указанные сведения в избирательную комиссию представлены не были, что в силу приведенных выше правовых положений федерального закона является основанием для исключения такого кандидата из заверенного списка кандидатов.
Иных доводов, которые могли бы послужить поводом к отмене решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 — 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Удмуртской Республики от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы избирательного объединения ‘Удмуртское республиканское отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации’, Кожевникова М.И. — без удовлетворения.