Статья 345. Оставление погибающего военного корабля

Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к Ст. 345 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — установленный порядок несения военной службы на военном корабле, обеспечивающий безопасность оставления корабля.

Данное преступление относится к преступлениям средней тяжести.

Предмет преступления — погибающий военный корабль.

Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации устанавливает обязанность командира принимать все меры к спасению корабля при обстоятельствах, угрожающих его гибели, запрещение оставлять гибнущий корабль, не выполнив всех своих обязанностей и в первую очередь не приняв мер к спасению личного состава, пассажиров и ценного военного имущества. Устав также указывает, что лицо из состава команды корабля не может самовольно прекратить выполнение своих обязанностей и без распоряжения командира не должно покидать гибнущий военный корабль.

Все члены экипажа обязаны точно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности на корабле и нести ответственность за неисполнение своих обязанностей и приказов командиров и начальников. Этим обусловлен запрет лицу из состава команды корабля ни при каких обстоятельствах, в том числе в условиях, грозящих гибелью кораблю, самовольно прекращать без разрешения командира погибающего военного корабля исполнение возложенных на него обязанностей.

Обязательные признаки состава преступления — наличие обстоятельств, угрожающих гибелью корабля, а также наличие у командира реальной возможности выполнить все предписываемые ему действия.

Оба этих признака должны быть в наличии. Оставление корабля при условии выполнения всех обязанностей, равно как и неисполнение всех обязанностей, если командир еще не сошел с корабля, не образует состава преступления.

2. Объективная сторона преступления — оставление командиром погибающего военного корабля, не выполнившим до конца свои служебные обязанности по предотвращению гибели корабля, спасению личного состава, оружия, имущества, вахтенного и навигационного журналов, секретных документов, приборов и аппаратуры, находящихся на корабле, выражается в оставлении любым способом борта корабля с одновременным прекращением действия по спасению погибающего корабля при наличии объективной возможности продолжить исполнение возложенных на него обязанностей по спасению погибающего военного корабля, состава команды и других лиц, находящихся на корабле, и вышеназванных ценностей, а также оставление погибающего военного корабля лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира.

В комментируемой статье не названы последствия преступления. Однако при гибели военного корабля из-за непринятия командиром мер, которые он должен и мог предпринять и которые могли бы предотвратить полностью или частично наступившие вредные последствия, когда такие последствия наступают, они могут быть вменены командиру военного корабля в вину лишь в том случае, если не исполненная им обязанность породила с неизбежностью наступление этих последствий. Наступившее последствие полностью охватывается комментируемой статьей и в дополнительной квалификации не нуждается.

Преступление считается оконченным с момента неправомерного оставления корабля.

Не признается оставлением погибающего корабля как командиром корабля, так и лицом из состава команды корабля, если они оказались за бортом корабля в результате сброса в море ураганным ветром, взрыва, были смыты волной и т.п. и не имели возможности возвратиться к месту исполнения своих обязанностей на корабле.

3. Субъект преступления — специальный: командир военного корабля, назначенный на эту должность в установленном порядке, а равно лицо из состава команды корабля.

4. С субъективной стороны оставление погибающего корабля командиром может быть совершено как умышленно (прямой или косвенный умысел), так и по неосторожности, а лицом из состава команды — умышленно (прямой умысел). Оставление командиром погибающего корабля с прямым умыслом может быть результатом трусости, неверия в возможность спасти корабль, стремления остаться в живых. Прямой умысел характеризуется тем, что командир сознает общественную опасность своего действия, предвидит опасные последствия и, несмотря на это, желает оставить погибающий корабль. При оставлении командиром, не выполнившим до конца свои служебные обязанности, погибающего военного корабля с косвенным умыслом командир сознает опасность своего действия (оставления корабля), предвидит возможность наступления вредных последствий, но безразлично относится к этому и покидает корабль.